1475-1564 |
||
Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница
8. Рим. Поздние работы (1534-1564) Последние сонеты Микеланджело В последнее десятилетие микеланджеловской поэзии, после смерти Виттории Колонна, в стихах Микеланджело появилась уже не общая аналогия, а прямое соответствие тому, что Микеланджело выразил в изобразительных работах 1550-х годов: в нескольких "Снятиях со креста" - в "Пьета Роцданини", в "Пьета" из Флорентийского собора. Как эти подуотделанные группы-глыбы напряженно просты, нарочито подчинены природной форме мраморного куска, лишены всякого блеска техники и всяких прикрас темы, так обнаженно проста и микеланджеловская поэзия 1550-х годов, ее заключительные стихи, сонеты прощания с жизнью и ожидания смерти: "Уж дни мои теченье донесло" (1554), "Соблазны света от меня сокрыли" (1555), "Ни гаже, ни достойнее презренья" (1555), "Уж чуя смерть, хоть и не зная срока" (1555) и т. д. Тут, как в "Пьета", все подчинено теме, обусловлено ее выражением: это стихи совсем медленного ритма, очень скупо отобранного словаря, простейшего строения композиции; в них нет ничего затейливого, самоцветного, сложно-выисканного. Хочется сказать, что Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал" как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи... Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в Божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся "двойной смерти" - физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа. Со времени смерти Виттории Колонна вера Микеланджело становится все более неистовой. Кисть и резец его служат прославлению страстей Господних, а поэзия погружается в бездну мистицизма. Он отрекся от искусства и ищет прибежища в объятиях распятого Христа. *** На склоне лет, уж к смерти приближаясь,
Вероятно, это стихотворение для себя, хотя и читавшееся друзьям. Размышления о соблазнах света, соединенные с чувством горечи, свидетельствуют, что мадригал был написан в позднюю пору жизни Микеланджело; примерная дата - конец 1545 - начало 1546 г. *** Уж дни мои теченье донесло
В тираны, в боги вымысел дало
И жалки мне любовных дум волненья:
Ни кисти, ни резцу не дать забвенья
Сонет открывает собой ряд покаянных стихотворений старика Микеланджело; их главенствующая тема - близкая смерть и предстоящий небесный суд за прожитую жизнь. Это наполняет последнюю группу стихов художника глубочайшей взволнованностью, широко прорывающей условность поэтической формы. Но у Микеланджело ожидание конца много трагичнее, ибо он боится "двойной смерти": во-первых, физической, ухода из жизни, и, во-вторых, духовной, осуждения души на вечные муки за его пороки и грехи. Первый вариант сонета относится к осени 1552 г., окончательный - к сентябрю 1554 г. *** Соблазны света от меня сокрыли
Слеп к знаменьям, что стольких умудрили,
Сравняй же путь к небесной высоте,
Внуши мне ярость к миру, к суете,
Сонет написан весной 1555 г., Микеланджело исполнилось 80 лет; видимо, сознание этого особенно обострило в нем колебания между чувством жизни и ожиданием смерти. *** Ни гаже, ни достойнее презренья,
Не размыкай, о Вседержитель, звенья
Чем редкостней, тем лишь все боле мил
Ты кровь свою за нас так щедро лил,
Сонет является вариантом предыдущего и написан, видимо, в ту же пору, весной 1555 г. *** Назойливый и тяжкий скинув груз,
Терн, и в ладони гвоздь, и крестный брус
Не взор судьи твое святое око
Да кровь твоя омоет грязь порока!
Сонет написан в конце 1555 г. *** Годами сыт, отягощен грехами,
Иссякшие не могут силы сами
Но мало мне, Господь мой, что готов
Этот сонет, выразительный и искренний, выявляет мысли Микеланджело о близящемся конце. Сонет написан в 1555 г. *** В унынии и в скорби я лелею
Пусть нам обеты шлет твоя любовь,
Сонет написан в 1555 г. *** Уж чуя смерть, хоть и не зная срока,
Мир - в слепоте: постыдного урока
Когда ж, Господь, наступит то, чего
На что нам свет спасенья Твоего,
В сонете наличествует признание раздвоенности, испытываемой Микеланджело: тело, здоровая природа его еще бодры, жадны, еще требуют земных радостей, тогда как душа, сознание, мысль о смерти зовут к покаянию, к отречению от мира. Время написания сонета - 1555 г. *** Хоть и сулит мне вящее желанье
Да и к чему на счастье упованье,
И ежели, мой Боже, я порой
Но собственной ничтожному ценой, -
Этот сонет - вариант предыдущего; примечательны первые два стиха сонета - о желании жить еще много лет, вопреки сознанию суетности подобного стремления. Сонет написан на листе с набросками колонн, сделанных не рукой Микеланджело. Датируется тем же, 1555 г. *** Чем жарче в нас безумные стремленья,
Четверостишие неоконченного стихотворения снова открывается признанием того, что автор еще далеко не пресытился земными радостями, вопреки своему почтенному возрасту (80 лет). Оно написано на обороте того же листа, где находится одна из редакций предыдущего сонета, и датируется также 1555 г. *** И радостны и скорбию убиты
Им радостно, что дети зла омыты
Кто Ты? откуда? - Небо, в изъясненье,
Коснеют злые ангелы в позоре,
Сонет с его чисто литературной обработкой традиционной темы о Христовой смерти и искуплении грехов является своего рода формальным ответом на нескромные признания предыдущих стихов - своего рода полемикой Микеланджело с самим собой после приступов жизнелюбия. Дата, видимо, та же - 1555 г. *** По благости креста и Божьих мук
Пускай лежит меж нами путь разлук,
Так мчусь и я упрямой думой к вам
Когда бы жил. Теперь из гроба сам
Этот сонет - один из последних среди дошедших стихотворений Микеланджело. Благополучный переход границы восьмидесятилетия укрепил в художнике желание жить. Вступительное четверостишие звучит почти вызывающе бодро, вопреки ряду горестных событий и ударам судьбы. Сонет обращен к кардиналу Лодовико Беккаделли, уехавшему в новую свою резиденцию, в Рагузу, и приславшему оттуда письмо и сонет к Микеланджело с жалобами на тоску по родным местам, по Риму. Ответное письмо Микеланджело также сопровождалось сонетом. Время его сочинений - спустя несколько месяцев после кардинальского письма (февраль 1556 г.), по-видимому, самый конец 1556 г., во всяком случае, в марте следующего года сонет находился уже у Беккаделли. предыдущая / главная / следующая страница |
||
© Все права сохранены. Мikelangelo.ru |