1475-1564 |
||
Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница
Архитектурные проекты (1538-1564) Ансамбль Капитолия (1537-1539) "Римский народ возымел намерение, с соизволения этого папы, придать ту или иную красивую, полезную и удобную форму Капитолию и снабдить его ордерами, подъемами, пандусами и лестницами и обрамив его, для украшения этого места, древними статуями, которые там имелись. По поводу этого обратились за советом к Микеланджело, сделавшего для них красивейший и очень богатый проект: на нем, с той стороны, где заседают сенаторы, а именно выходящей на восток, он поместил травертиновый фасад и подъем с лестницами, которые поднимаются с двух сторон, встречаясь на площадке, откуда ведет вход прямо в залу названного дворца, и которые он снабдил богатыми заворотами, сплошь уставленными разнообразными балюстрадами, служащими перилами и парапетами. А спереди для обогащения этого фасада он поместил две древние лежащие мраморные реки на соответствующих основаниях, одна из них Тибр, другая же Нил, в девять локтей каждая; произведения эти редкостные; а между ними, в большой нише, должен находиться Юпитер. Далее, на южной стороне, той, где дворец Консерваторов, он, чтобы выправить его, задумал богатый и разнообразный фасад с лоджией внизу, заполненный колоннами и нишами для множества древних статуй, а кругом ее украшают разные по формам двери и окна, часть которых уже сделана; насупротив же этого фасада должен быть под Арачели такой же, выходящий на север; а впереди, с западной стороны, подъем в виде бастиона, который будет пандусом с оградой или парапетом с балясинами, там и будет расположен главный вход с ордером и пьедесталами, на которых будут расставлены благородные статуи, которыми ныне так богат Капитолий. Посредине площади на цоколе овальной формы поставлен весьма знаменитый бронзовый конь со статуей Марка Аврелия, перенесенный по приказу того же папы Павла с Латеранской площади, куда его поставил Сикст IV. Все это сооружение получается ныне таким красивым, что достойно быть названным в числе достойных произведений, созданных Микеланджело..." Вазари. В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора Св. Петра. Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме - духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас местопребывание Римского муниципалитета. Ансамбль Капитолия связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. В 1537-1539 годах Микеланджело составил план реконструкции зданий, расположенных на Капитолийском холме - в самом сердце Рима. План Микеланджело не был полностью реализован до конца 1550-х годов. Практически работа велась с 1540 по 1580 гг. Завершал ее архитектор Дакомо делла Порта по проекту Микеланджело. Сегодня площадь Капитолия — одна из самых гармоничных и целостных в своем ансамбле площадей Рима. На Капитолии Микеланджело впервые продемонстрировал глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры, создав площадь, раскрытую к пространствам города.
Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий:
Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (эта статуя, созданная между 161-180 гг. неизвестным архитектором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина, была установлена в 1538 г., сейчас она заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее). Возможно, что постамент статуи не случайно овальной формы, а по замыслу Микеланджело повторяет овальную форму площади. К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварталам города, у основания которой установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Полидевка, появшиеся позже - в 1583 году, они обнаружены при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством. Скульптурные аллегории рек были поставлены на площади в 1549 г. "Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа ордером" М. Алпатов. "Площадь Микеланджело остается чужеродной плану города Рима и его обыденной жизни: это прекрасное, но абстрактное произведение искусства, великолепная трактовка прославленного Акрополя, возвышающегося посреди современного города" П.Лаведан. Венгерский искусствовед К.Тольнай, анализируя площадь Капитолия, отмечал, что "эта композиция имеет не только архитектурно-художественное, но и внутреннее, идейное значение. Капитолий должен был восприниматься как "Глава мира" (Caput mundi). Выпуклый овал площади является не простым участком обыкновенной почвы, а частью земной коры". Многие искусствоведы долгое время не соглашались с такой трактовкой ансамбля Капитолия. В настоящее время, когда творчество Микеланджело, как и вообще искусство Возрождения, подверглось более тщательному и всестороннему изучению, можно сказать, что догадка венгерского искусствоведа была правильной. Так, например, благодаря исследованиям последнего времени, стало известно, что Альберти по заказу папы Николая V нанес с довольно большой точностью наиболее характерные точки топографии Рима на радиальную систему лучей, исходивших из Капитолия, который трактовался им, как и в эпоху античности, как Umbiculus urbus (т.е. пуп земли). По всей вероятности, Микеланджело пытался создать аллегорию бескрайней Римской империи с центром на Капитолийском холме и противопоставлял ее созданной им небольшой замкнутой трапециевидной площади перед зданием ратуши. Вся площадь Капитолия была наполнена символами и аллегориями, содержание которых составляло свою "сюжетную композицию" площади. Большинство исследователей пришло к заключению, что Микеланджело, как никакой другой художник эпохи Возрождения, мастерски владел сюжетной композицией даже в масштабе городских ансамблей и тем самым предвосхитил барочное искусство последующего столетия. предыдущая / главная / следующая страница |
||
© Все права сохранены. Мikelangelo.ru |